В прошлом году несколько журналистов и блогеров были приговорены к тюремному заключению за различные преступления. Один за другим были арестованы Далери Имамали, Абдулло Гурбати, Завкибек Сайдамини, Абдусаттор Пирмухаммадзода, Улфатонум Махмадшоева и еще несколько человек. Дарер Эмомали был приговорен к 10 годам лишения свободы. Ему были предъявлены обвинения в незаконном предпринимательстве, распространение заведомо ложной информации и членстве в запрещенной оппозиционной организации «Группа 24». Однако, по словам источников, он опроверг все предъявленные обвинения, кроме незаконного предпринимательства.
Абдулла Гурбати был приговорен к 7,5 годам лишения свободы, Завкибек Сайдамини и Абдусаттор Пирмухаммадзода – к 7 годам лишения свободы.
Организации по защите прав журналистов неоднократно реагировали и требовали Правительство Таджикистана освободить журналистов и блогеров.
По словам Хуршеда Атовулло, руководителя Центра журналистских расследований Таджикистана, аресты журналистов и блогеров усиливают самоцензуру. «Немыслимые осуждения и жестокость по отношению к блогерам и журналистам наводят на мысль, что они будут остерегатья даже при освещении социальных тем и прежде чем подготовить и опубликовать какой либо материал интересоваться воспросом - кем являются критикуемые лица », — добавил он.
В то же время, по словам Хуршеда Атовулло, 2022 год был удачным и для ряда независимых СМИ. Он говорит, что одной из таких хороших новостей является завладение личным офисом медиагруппой «Азия Плюс», «Таджикистан» и «Авесто». «Стало больше Интернет-СМИ и некоторые как Your.tj стали успешными. Вопрос времени, на каких условиях будет принят новый закон о СМИ. Независимые и полунезависимые печатные СМИ также видят выход в принудительной подписке, что имеет плохие последствия", - сказал Хуршед Атовулло.
В прошлом году журналисты также считали доступ к официальной информации затрудненным. По их словам, госструктуры выстроили между собой и журналистами «высокую стену», которую сложно сломать. Власти не предоставляют ни малейшей информации и отказываются предоставлять информацию под любым предлогом. Также очень сложно было получить ответы на журналистские запросы, и полученные на них ответы не удовлетворяли журналистов.
Журналист Фарзон Мухаммади говорит, что в 2022 году свобода слова и доступ к информации значительно снизился по сравнению с предыдущими годами. «Если рассматривать Согдийскую область, то даже несколько законодательных и исполнительных органов отказались выполнять указ Президента о периодическом проведении пресс-конференций. Тому пример органы Согдийского суда. Этот орган не проводил полугодовую пресс-конференцию без каких-либо объяснений. Областной орган полиции не проводил пресс-конференций как минимум 4 года, даже при последовательных обращениях. Это и неповиновение указу президента, и неуважение к работникам СМИ».
Он говорит, что журналисты неоднократно обращались по этому поводу к главе Согдийской области Раджаббой Ахмадзода. По словам Фарзона Мохаммади, именно по этим причинам мы отстаем в наполнении информационного пространства по сравнению с соседними странами.
Согласно Указу Президента страны, с 2011 года все министерства и госучреждения должны два раза в год проводить пресс-конференции. Однако наблюдения показывают, что пресс-конференции проводятся как бы для создания видимости выполнения указа. Со слов журналистов, прошлогодные пресс-конференции по полугодовым итогам были проведены “ради галочки”. Руководители некоторых структур читали длинные отчеты, проводили отведенное время в пустую и не отвечали на поставленные вопросы. Первые руководители некоторых органов вообще не участвовали в пресс-конференциях. Скоро должны состояться итоги 2022 года, и время покажет, насколько они будут качественными и несколько будут удовлетворять потребности журналистов.
Рухшона Хакимова, Мониторинговая сулжба